Эта статья посвящена развитию общения и коммуникативных навыков у детей: когда они начинают проявлять предпочтения в выборе партнёров по играм, с кем им интереснее общаться и взаимодействовать.
В дошкольном детстве, то есть от рождения до семи лет, общение ребёнка проходит несколько последовательных стадий:
Ситуативно-личностное общение,
Ситуативно-деловое общение,
Внеситуативно-познавательное общение (в старшем дошкольном возрасте, ближе к школе).
Взрослые играют ключевую роль в формировании у ребёнка коммуникативных навыков. Без поддержки родителей и педагогов развитие общения может замедлиться.
Стадии развития коммуникации
Примерно к четырём годам (иногда раньше) ребёнок начинает предпочитать общение со сверстниками, а не только с родителями. Почему так происходит? Детская коммуникация сильно отличается от общения с взрослыми: она эмоциональна, насыщена фантазией, игровыми действиями.
Уже ближе к трём годам дети начинают выделять, с кем им нравится играть. Это — важный показатель гармоничного развития. Если ребёнок равнодушен к сверстникам и не выделяет никого, стоит обратить внимание на развитие его коммуникативной сферы.
Параллельная коммуникация
На первом этапе (до 3–4 лет) дети взаимодействуют через подражание, заражение настроением, эмоциональное соучастие. Один ребёнок играет с машинкой — другой повторяет. Важно не само взаимодействие, а факт совместного пребывания. Это параллельная игра — важная стадия для младших дошкольников.
Ситуативно-деловое сотрудничество
Далее у детей появляется потребность в совместных действиях. Это уже не просто быть рядом, а играть вместе: распределять роли, принимать правила друг друга. В этом возрасте ребёнок начинает выбирать партнёров по игре — тех, с кем ему интересно, кто лучше подходит по «игровому характеру». Формируется потребность в уважении и признании со стороны сверстников.
Внеситуативная коммуникация
На следующем этапе (старший дошкольный возраст) дети уже могут общаться без опоры на игру или предметы. У них появляются настоящие друзья. Общение становится устойчивым: «я с этими дружу, а с теми нет».
Через игру дети учатся взаимодействовать, договариваться, решать конфликты, моделировать социальные роли. В сюжетно-ролевых играх они проигрывают мир взрослых и готовятся к будущей жизни.
В современных условиях дети всё чаще сталкиваются с дефицитом общения — особенно активного, живого взаимодействия со сверстниками. Это может привести к нарушению коммуникативных навыков. Важно, чтобы ребёнок регулярно общался в группе сверстников, играл и взаимодействовал.
Советы родителям
После прогулки на детской площадке расспрашивайте ребёнка, с кем он играл, кто ему понравился, кто — нет, и почему. Обращайте внимание ребёнка на положительные качества других детей.
Помогайте ребёнку начинать общение: подойдите вместе к другим детям, предложите познакомиться. Но не заставляйте — это может вызвать негативную реакцию. Поддержка важна, но уважение к желаниям ребёнка — ещё важнее.