Как научить ребёнка искренне радоваться за других

Как научить ребёнка искренне радоваться за других

Почему важно учить радоваться за других

Воспитывать эту способность нужно с самого детства, потому что человеку, особенно маленькому ребёнку, гораздо проще испытывать зависть, чем искреннюю радость за чужой успех. Ребёнок ещё не умеет понимать и анализировать свои чувства, не умеет управлять эмоциями.

Когда он видит, что кто-то добился успеха, это может вызывать у него негативные переживания — зависть, обиду, раздражение, ревность и даже злость. Он не знает, как справляться с этими чувствами, и страдает. Такие эмоции не способствуют развитию личности, наоборот — разрушают её.

Именно поэтому важно с самого раннего возраста учить ребёнка радоваться успехам других.

Контраст между домом и детским садом

Когда ребёнок находится в кругу семьи, его старания замечают, его хвалят и поддерживают. Он ощущает любовь и внимание, что способствует формированию уверенности.

Но выходя за пределы дома — на детскую площадку, в детский сад или школу — он сталкивается с другими детьми, которые тоже что-то умеют и даже делают это лучше. И тут может появиться зависть.

Важно, чтобы в этот момент ребёнок не начал огорчаться или злиться, а наоборот — научился радоваться за успехи других. Это помогает формировать здоровую личность, развивает способность стремиться к новым вершинам, без разрушительных эмоций.

Сочувствовать чужой неудаче проще, чем порадоваться чужому успеху. Но именно умение радоваться за другого человека — высшее проявление зрелости, доброжелательности и внутренней устойчивости.

Советы родителям

Учить радости за другого можно уже дома — с бытовых ситуаций.

Например, вы с ребёнком собираете игрушки, и кто-то из членов семьи справился быстрее. Скажите:

«Какая молодец мама! Давай порадуемся за неё. В следующий раз и ты соберёшь ещё больше!»

Используйте художественные произведения. Например, сказку Валентина Катаева «Дудочка и кувшинчик» — девочка Женя быстро устала и не собрала ягод, в отличие от родителей и брата. Обсудите с ребёнком, как могла бы измениться история, если бы Женя порадовалась за других и вдохновилась их примером.

Или короткий рассказ с логопедического занятия:Маша построила башню из кубиков. Миша захотел поиграть, но вместо того, чтобы попросить или порадоваться, он схватил нижний кубик, и башня развалилась.Обсудите, как могла бы развиться ситуация, если бы Миша порадовался за Машу. Возможно, они бы вместе играли с башней.

Рекомендуйте ребёнку книгу «Полианна» — история о девочке, которая умела радоваться в любой ситуации. Это вдохновляющий пример, показывающий, как позитивное мышление может менять жизни.

Главное — объяснить ребёнку, что если кто-то сделал что-то лучше, это не значит, что он хороший, а ты плохой. Это значит лишь, что есть к чему стремиться. Если ты искренне порадуешься за другого, однажды и за тебя порадуются.

Работаем по всей России
Сколково