Когда ребёнок в возрасте 3–4 лет начинает говорить предложениями, заботливые родители стремятся развивать его речь. Они учат его пересказывать события, задают вопросы, предлагают описывать картинки — всё это помогает расширять словарный запас, кругозор и формировать связную речь.
Это отличные и полезные занятия. Однако бывает, что ребёнку в 3 года трудно рассказать, что он видит на картинке.
Несколько советов родителям
Важно подбирать материал по возрасту. Вместо одной статичной картинки лучше использовать иллюстрации из сказок, где изображены действия и сюжет. Такие изображения проще для понимания, особенно если ребёнок только что услышал эту сказку.
После прочтения сказки рассмотрите с ребёнком иллюстрации и задавайте вопросы. Очень важно как вы их формулируете. Например, вместо абстрактного:«Про кого мы читали?»лучше спросить:«Кто герой сказки?»
Даже если слово «герой» пока непонятно, вопрос «кто?» помогает сориентироваться. Иногда ребёнок может назвать не основного персонажа (например, в «Колобке» — лису или зайца). В этом случае стоит задать уточняющий вопрос:«Кто лежал на окошке и убежал от бабушки?» — и тогда ребёнок, скорее всего, назовёт Колобка.
Далее можно продолжать уточнять:— «Что он сделал дальше?»— «Куда он покатился?»— «Кто выбежал ему навстречу?»
Такие вопросы помогают ребёнку вспоминать события и формулировать ответы с глаголами, что важно для развития речи.
Обратите внимание и на описание персонажей.— «Какой Колобок?» — румяный, круглый.— «Какой зайка?» — серенький, маленький.
Можно усложнить:— «У зайки длинные уши. Значит, он какой?» — длинноухий.— «А хвост у него длинный или короткий?» — это помогает ребёнку сравнивать, развивает мышление, устанавливает причинно-следственные связи.
Вывод
Когда ребёнок слушает сказку или рассказ, он тренирует фонематический слух, слуховое внимание и учится быть слушателем. Это крайне важно: умение слушать — основа для развития речи. Такие задания способствуют усвоению родного языка и активному речевому развитию.