«Много» и «мало»: как развивать у ребёнка количественные представления

«Много» и «мало»: как развивать у ребёнка количественные представления

О развитии познавательной сферы стоит задуматься, когда ребёнок начинает понимать разницу между понятиями: «один», «много», «мало», «ни одного». Это важный этап мышления, который формируется у детей примерно на четвёртом году жизни — в так называемый дочисловой период.

В этом возрасте малыш учится:

  • различать однородные и разнородные совокупности предметов,

  • оперировать простыми количественными словами,

  • сравнивать группы предметов,

  • осознавать равенство и неравенство.

С чего начать: «один», «много», «ни одного»

Хороший способ начать — игра с игрушками. Например:

  1. На столе много зайчиков.

  2. Детям предлагают взять по одному.

  3. Обратите внимание: на столе не осталось ни одного, а у каждого ребёнка — по одному.

  4. Потом игрушки возвращаются — зайчиков снова стало много.

Важно: пусть ребёнок называет не только количество, но и сам предмет:— «один зайчик»,— «много зайчиков».

Следующий этап — поиск количества в окружающем

Когда ребёнок усвоил базовые понятия, усложняем задачу:

  • Разложите игрушки по стульям. Спросите:— «На каком стуле одна машинка?»— «А где много— «Сколько у тебя — одна или много

  • Используйте полоски бумаги разных цветов:— «Положи на красную один кружок, а на синюю — много».— Это помогает дополнительно развивать зрительное восприятие, понятия вверх/вниз.

  • Включайте и звуковые/двигательные упражнения:— «Сколько раз я хлопнула? Один или много?»— «Сколько раз прыгнул зайчик?»— «Сколько раз пролаяла собачка?»

Так ребёнок учится различать количество не только на предметах, но и в абстрактных действиях.

Переход к понятию «мало»

После освоения «один» и «много» вводим понятие «мало»:

  • Не пересчитывая, сравниваем:— 3 игрушки против 10 — это мало,— 10 по сравнению с 50 — это уже мало.

Важно донести, что «мало» — это относительное понятие, зависящее от контекста.

Итоги:

На этом этапе:

  • ребёнок учится сравнивать группы предметов,

  • формирует понятия «больше» и «меньше»,

  • начинает осваивать основы логического мышления.

Эти игры — непростой, но важный подготовительный этап перед изучением чисел и счёта. Не стоит им пренебрегать — понятия «много» и «один» кажутся простыми взрослым, но для ребёнка это основа будущего математического мышления.

Обратите внимание, умеет ли ваш трёхлетний ребёнок использовать эти слова. Если нет — попробуйте поиграть с ним по предложенным примерам.

Работаем по всей России
Сколково