Как помочь ребёнку контролировать свои эмоции

Как помочь ребёнку контролировать свои эмоции
{"type":"doc","content":[{"type":"heading","attrs":{"level":3},"content":[{"type":"text","text":"Как дети контролируют свои эмоции"}]},{"type":"paragraph","content":[{"type":"text","text":"Что делать, если ребёнку трудно справляться с эмоциями? Если он не может сдержать гнев или раздражение в самый неподходящий момент?"}]},{"type":"paragraph","content":[{"type":"text","text":"Чтобы ответить на этот вопрос, важно понять, как работает эмоциональная система человека. Эмоции — это древний механизм, заложенный в глубинных структурах мозга. Все живые существа с развитой нервной системой стараются избегать негативных эмоций и стремятся к положительным."}]},{"type":"paragraph","content":[{"type":"text","text":"Но в отличие от животных, человек способен сознательно выбирать действия, которые не приносят удовольствия прямо сейчас, но полезны в будущем. Например, учиться, выполнять рутинные задачи, даже если они трудны и неинтересны. За это отвечают "},{"type":"text","marks":[{"type":"bold"}],"text":"лобные доли мозга"},{"type":"text","text":", особенно "},{"type":"text","marks":[{"type":"bold"}],"text":"левая лобная кора"},{"type":"text","text":", — самая «поздно развивающаяся» часть мозга, которая полностью формируется лишь к 25 годам."}]},{"type":"paragraph","content":[{"type":"text","text":"У детей в возрасте до 3 лет лобные отделы ещё недостаточно зрелы, и ожидать от них полноценного самоконтроля не стоит. Но уже с трёх лет ребёнок начинает осваивать первые шаги по управлению эмоциями, и взрослые могут в этом помочь."}]},{"type":"heading","attrs":{"level":3},"content":[{"type":"text","text":"Помощь детям в контроле эмоций"}]},{"type":"paragraph","content":[{"type":"text","text":"Если ребёнок старше трёх лет регулярно впадает в истерики, кричит, не может себя остановить — стоит обратить внимание на развитие тех участков мозга, которые отвечают за контроль."}]},{"type":"paragraph","content":[{"type":"text","text":"Пример из жизни — «отложенное удовольствие»: сначала съесть не самый вкусный суп, а потом получить любимую конфету. С трёх лет дети уже способны это понять, а до трёх лет — практически нет."}]},{"type":"heading","attrs":{"level":3},"content":[{"type":"text","text":"Простой тест на развитие левой лобной доли"}]},{"type":"paragraph","content":[{"type":"text","text":"Можно провести простой домашний тест:"}]},{"type":"bulletList","content":[{"type":"listItem","content":[{"type":"paragraph","content":[{"type":"text","text":"Возьмите чистый лист без разметки."}]}]},{"type":"listItem","content":[{"type":"paragraph","content":[{"type":"text","text":"Нарисуйте маленький «заборчик» — чередование элементов, похожих на буквы "},{"type":"text","marks":[{"type":"bold"}],"text":"П"},{"type":"text","text":" и "},{"type":"text","marks":[{"type":"bold"}],"text":"л"},{"type":"text","text":". Не называйте эти буквы ребёнку."}]}]},{"type":"listItem","content":[{"type":"paragraph","content":[{"type":"text","text":"Отступите от края листа примерно 5 см."}]}]},{"type":"listItem","content":[{"type":"paragraph","content":[{"type":"text","text":"Покажите образец и предложите ребёнку продолжить узор до конца строки."}]}]}]},{"type":"paragraph","content":[{"type":"text","text":"Зачем это нужно?"},{"type":"hardBreak"},{"type":"text","text":"Этот тест проверяет "},{"type":"text","marks":[{"type":"bold"}],"text":"блок программирования, управления и контроля"},{"type":"text","text":" — участок мозга, отвечающий за удержание программы действия, её воспроизведение и саморегуляцию. Мы наблюдаем, как ребёнок справляется с задачей повторения простого, но ритмичного графического паттерна."}]},{"type":"heading","attrs":{"level":3},"content":[{"type":"text","text":"Типичные ошибки и что они могут означать"}]},{"type":"bulletList","content":[{"type":"listItem","content":[{"type":"paragraph","content":[{"type":"text","marks":[{"type":"bold"}],"text":"Волнистая линия вместо узора"},{"type":"text","text":" — возможный признак незрелости лобных отделов или серьёзного отставания в развитии."}]}]},{"type":"listItem","content":[{"type":"paragraph","content":[{"type":"text","marks":[{"type":"bold"}],"text":"Промежуточные элементы между “П” и “л”"},{"type":"text","text":" — сбои программы."}]}]},{"type":"listItem","content":[{"type":"paragraph","content":[{"type":"text","marks":[{"type":"bold"}],"text":"Сбившийся ритм чередования элементов"},{"type":"text","text":" — слабое удержание программы."}]}]},{"type":"listItem","content":[{"type":"paragraph","content":[{"type":"text","marks":[{"type":"bold"}],"text":"Усреднённые элементы"},{"type":"text","text":" — неустойчивость формы."}]}]},{"type":"listItem","content":[{"type":"paragraph","content":[{"type":"text","marks":[{"type":"bold"}],"text":"Слепание или разрывы элементов"},{"type":"text","text":" — трудности в координации и удержании целостности действия."}]}]}]},{"type":"paragraph","content":[{"type":"text","text":"Если заборчик сильно отличается от образца, это может означать, что ребёнку трудно контролировать свои действия и эмоции. В таком случае полезны специальные тренирующие программы, направленные на развитие лобных отделов мозга."}]},{"type":"heading","attrs":{"level":3},"content":[{"type":"text","text":"Что могут делать родители"}]},{"type":"bulletList","content":[{"type":"listItem","content":[{"type":"paragraph","content":[{"type":"text","text":"Помогайте ребёнку проговаривать эмоции: «Ты злишься, потому что тебе не дали игрушку. Это нормально — злиться»."}]}]},{"type":"listItem","content":[{"type":"paragraph","content":[{"type":"text","text":"Объясняйте последствия: «Если ты кричишь, другим детям страшно. Лучше скажи словами, что тебе не нравится»."}]}]},{"type":"listItem","content":[{"type":"paragraph","content":[{"type":"text","text":"Поддерживайте, а не подавляйте: эмоциональный контроль формируется постепенно."}]}]},{"type":"listItem","content":[{"type":"paragraph","content":[{"type":"text","text":"Играйте в ролевые игры, учите переключать внимание и делать паузы."}]}]}]},{"type":"paragraph","content":[{"type":"text","text":"Главное — не ругать ребёнка за проявление чувств, а учить с ними справляться."}]}]}

Комментарии