Как помочь ребёнку контролировать свои эмоции

Как помочь ребёнку контролировать свои эмоции

Как дети контролируют свои эмоции

Что делать, если ребенку трудно справляться с эмоциями? Если он не может сдержать гнев или раздражение в самый неподходящий момент?

Чтобы ответить на этот вопрос, важно понять, как работает эмоциональная система человека. Эмоции — это древний механизм, заложенный в глубинных структурах мозга. Все живые существа с развитой нервной системой стараются избегать негативных эмоций и стремятся к положительным.

Но в отличие от животных, человек способен сознательно выбирать действия, которые не приносят удовольствия прямо сейчас, но полезны в будущем. Например, учиться, выполнять рутинные задачи, даже если они трудны и неинтересны. За это отвечают лобные доли мозга, особенно левая лобная кора, — самая «поздно развивающаяся» часть мозга, которая полностью формируется лишь к 25 годам.

У детей в возрасте до 3 лет лобные отделы еще недостаточно зрелы, и ожидать от них полноценного самоконтроля не стоит. Но уже с трех лет ребенок начинает осваивать первые шаги по управлению эмоциями, и взрослые могут в этом помочь.

Помощь детям в контроле эмоций

Если ребенок старше трех лет регулярно впадает в истерики, кричит, не может себя остановить — стоит обратить внимание на развитие тех участков мозга, которые отвечают за контроль.

Пример из жизни — «отложенное удовольствие»: сначала съесть не самый вкусный суп, а потом получить любимую конфету. С трех лет дети уже способны это понять, а до трех лет — практически нет.

Простой тест на развитие левой лобной доли

Можно провести простой домашний тест:

  • Возьмите чистый лист без разметки.
  • Нарисуйте маленький «заборчик» — чередование элементов, похожих на буквы П и л. Не называйте эти буквы ребенку.
  • Отступите от края листа примерно 5 см.
  • Покажите образец и предложите ребенку продолжить узор до конца строки.

Зачем это нужно?
Этот тест проверяет блок программирования, управления и контроля — участок мозга, отвечающий за удержание программы действия, ее воспроизведение и саморегуляцию. Мы наблюдаем, как ребенок справляется с задачей повторения простого, но ритмичного графического паттерна.

Типичные ошибки и что они могут означать

  • Волнистая линия вместо узора — возможный признак незрелости лобных отделов или серьезного отставания в развитии.
  • Промежуточные элементы между “П” и “л” — сбои программы.
  • Сбившийся ритм чередования элементов — слабое удержание программы.
  • Усредненные элементы — неустойчивость формы.
  • Слепание или разрывы элементов — трудности в координации и удержании целостности действия.

Если заборчик сильно отличается от образца, это может означать, что ребенку трудно контролировать свои действия и эмоции. В таком случае полезны специальные тренирующие программы, направленные на развитие лобных отделов мозга.

Что могут делать родители

  • Помогайте ребенку проговаривать эмоции: «Ты злишься, потому что тебе не дали игрушку. Это нормально — злиться».
  • Объясняйте последствия: «Если ты кричишь, другим детям страшно. Лучше скажи словами, что тебе не нравится».
  • Поддерживайте, а не подавляйте: эмоциональный контроль формируется постепенно.
  • Играйте в ролевые игры, учите переключать внимание и делать паузы.

Главное — не ругать ребенка за проявление чувств, а учить с ними справляться.

Комментарии