Как развивается речь у малыша: от первых звуков до целых фраз

Как развивается речь у малыша: от первых звуков до целых фраз

Эта статья касается детей раннего возраста — от 0 до трёх лет.

Ребёнок, когда рождается, воспринимает информацию через свои ощущения и чувства. В основном это тактильное восприятие: малыш ощупывает предметы. Через взаимодействие с мамой он также получает информацию. Когда ребёнок подрастает, он начинает воспроизводить услышанное: сначала — звуки гуления, затем — отдельные слоги.

Важно помнить, что ребёнок способен слышать ещё в утробе матери. После рождения он распознаёт знакомые голоса — мамы, папы, братьев, сестёр и других близких. Речевые навыки — важнейшая часть социализации и адаптации, особенно в преддверии посещения детского сада.

Как ребёнок приходит к имитации слогов и слов?

Уже в 4 месяца малыш может протяжно произносить звуки, например, «ау». Он слышит их в речи взрослых и в окружающих звуках — маминых песенках, колыбельных, разговорах.К 8 месяцам ребёнок произносит слоги, такие как «ма», «ба», «бо».К году появляются первые слова: «дай», «на», «баба», «мама».

Считается, что в возрасте около года проявляется имитация звуков — «мама», «папа», «баба», «дядя». Затем появляются звуки животных: «мяу», «гав», «ко-ко-ко», «га-га» — ребёнок повторяет их за взрослыми или при показе картинок.Также малыш начинает называть действия: «ням-ням», «топ-топ», «тук-тук». Например, если папа на работе — это может быть «тук-тук», или звук игрушки — тоже «тук-тук».Он также начинает называть еду: молоко, банан, яйцо.Малыш выражает эмоции: хлопает в ладоши от радости, говорит «бо-бо», когда ему больно.

Подготовка к развитию звукоподражания

Звуки не появляются из ниоткуда — всё приходит через речь взрослых. Мы разговариваем с ребёнком, называем звуки и явления: «едет паровозик», «машинка гудит — би-би».Название транспорта малыш упрощает до «би-би», «ту-ту».

Со временем у ребёнка развивается несколько категорий звукоподражания. К полутора годам появляются фразы из двух слов, например: «до ням-ням», «на би-би».От полутора до двух лет формируются развёрнутые фразы: «Аня ням-ням садится», «Бибика едет трава» — из трёх слов.

Как помочь ребёнку в звукоподражании?

Главное — качество и содержание речи родителей.Малышу необходимы мамины колыбельные, папина музыка, прикосновения. Музыка играет огромную роль — подойдут классические мелодии и песни из мультфильмов.Полезен просмотр иллюстраций: лучше показывать изображения отдельных предметов, например, карточки Гленна Домана (оптимально использовать ближе к году, когда формируется осознанность).

Не повторяйте за ребёнком его лепет и не передразнивайте его — это может закрепить искажения речи.Специалисты рекомендуют в период от 1,5 до 2 лет использовать настоящие названия предметов: не «би-би», а «машинка», не «ту-ту», а «паровозик».Упрощённые слова полезны на начальном этапе, но если в 3 года ребёнку продолжают говорить: «где твоя би-би, вон бежит мяу-мяу», — это может тормозить развитие речи.

Взрослые должны называть предметы своими именами, чтобы способствовать правильному речевому и коммуникативному развитию ребёнка.

Работаем по всей России
Сколково