Многие родители замечают, что ребёнок быстро теряет концентрацию: отвлекается, забывает, на что только что смотрел, переключается с одного на другое. Это не каприз и не лень. В большинстве случаев причина — в незрелости мозговых структур, отвечающих за управление вниманием.
Давайте разберёмся, как понять, в норме ли у ребёнка развитие произвольного внимания, и что с этим можно сделать.
Проверить внимание можно в домашних условиях, выполнив корректурную пробу — простой и доступный тест.
Что потребуется:
Лист А4 с 240 хаотично расположенными фигурами (их можно найти и распечатать из интернета).
Ручка, карандаш или маркер.
Таймер на 1 минуту.
Инструкция:
Покажите ребёнку лист с фигурами.
Объясните задание: «Сейчас я покажу фигуру, которую тебе нужно будет находить и зачёркивать. Старайся сделать это как можно быстрее».
Зачеркните одну фигуру — образец.
Запустите таймер на 1 минуту и начните.
В течение минуты наблюдайте за действиями ребёнка. Если он путается — можно мягко напомнить: «Смотри, это не совсем та фигура, давай внимательнее».
По окончании времени — подсчитайте количество правильно зачёркнутых фигур.
Для 7 лет:
Норма — 14 и более фигур.
8 или меньше — низкий уровень произвольного внимания.
Для 5–6 лет:
Норма — 12 и более фигур.
6 или меньше — низкий уровень.
Для 4 лет:
Норма — 10 и более фигур.
Меньше 4 — повод задуматься о развитии внимания.
Если ваш ребёнок находится на верхней границе нормы — повода для беспокойства нет. В этом случае важно лишь поддерживать мотивацию и интерес во время занятий.
Если тест показал, что у ребёнка сложности с удержанием внимания, дело, скорее всего, в недостаточной нейродинамике — то есть в том, как мозг активирует нужные зоны для концентрации.
Дыхательные упражнения
Пальчиковая гимнастика
Координационные упражнения
Упражнения на развитие зрительно-моторной координации
Двигательные игры с правилами
Важно: это не просто «тренировки с тетрадкой», а системный подход. Лучше, если комплекс упражнений подберёт специалист — нейропсихолог или педагог по развитию внимания.
Если тест прошёл хорошо, но ребёнок всё равно быстро отвлекается — возможно, дело в отсутствии мотивации. В этом случае помогут игровые методики, интересные форматы занятий, положительное подкрепление и похвала. Тогда внимание будет держаться лучше и дольше.