Чтение через письмо: как ребёнок учится читать, составляя слова
Эта статья — о развитии навыка чтения через письмо, а точнее — через составление слов. Для этого вовсе не обязательно брать карандаш и писать буквы. Речь идет о переводе задуманного слова в письменную форму:
- с помощью букв,
- на компьютере,
- из разрезной азбуки,
- из кубиков.
Интересно, что многие дети начинают писать раньше, чем читать. Уже в возрасте 4 лет, а иногда и раньше, ребенок может написать свое имя или составить список желаний для Деда Мороза. Эта особенность активно используется в современных методиках — например, в подходе, который называется «чтение через письмо».
Метод чтения через письмо
Перевести понятное слово в буквы гораздо легче, чем наоборот — прочитать набор букв и понять, что это за слово. Именно поэтому обучение через письмо часто используется до знакомства со всеми буквами.
Например:
- Покажите ребенку картинку с уткой.
- Спросите: «Какой первый звук ты слышишь в слове утка?»
- Найдите вместе букву У, затем Т, затем К и А.
- Произнесите слово вслух: «ут-ка».
Так ребенок одновременно:
- знакомится с буквами,
- развивает фонематический слух,
- осваивает составление слов,
- начинает читать.
Если ребенок уже знает буквы, предложите ему написать слово самостоятельно — он будет проговаривать его по слогам, подбирая нужные буквы. Это развивает навык синтеза — соединения звуков в слова, и анализа — распознавания букв и их последовательности.
Почему это работает лучше, чем букварь
Во многих методиках (например, кубики Зайцева) сначала предлагают составить слово, а уже потом — читать. В традиционном подходе (букваре) ребенку сразу дают абстрактные символы, которые он должен прочитать и осмыслить. Это вызывает сложности, непонимание и даже протест: «Я не хочу учиться читать!»
А вот если ребенок сам составил слово — ему легче его прочитать, потому что он знает, что хотел сказать.
Что дальше?
У детей постарше (5–6 лет), которые уже умеют писать, можно вводить:
- кроссворды,
- ребусы,
- словесные игры,
- головоломки.
Это вызывает интерес к чтению: появляется азарт, желание угадывать и решать. Обучение становится игрой — а именно это и есть естественный формат познания для дошкольника.