Чтение через письмо: как ребёнок учится читать, составляя слова

Чтение через письмо: как ребёнок учится читать, составляя слова

Эта статья — о развитии навыка чтения через письмо, а точнее — через составление слов. Для этого вовсе не обязательно брать карандаш и писать буквы. Речь идет о переводе задуманного слова в письменную форму:

  • с помощью букв,
  • на компьютере,
  • из разрезной азбуки,
  • из кубиков.

Интересно, что многие дети начинают писать раньше, чем читать. Уже в возрасте 4 лет, а иногда и раньше, ребенок может написать свое имя или составить список желаний для Деда Мороза. Эта особенность активно используется в современных методиках — например, в подходе, который называется «чтение через письмо».

Метод чтения через письмо

Перевести понятное слово в буквы гораздо легче, чем наоборот — прочитать набор букв и понять, что это за слово. Именно поэтому обучение через письмо часто используется до знакомства со всеми буквами.

Например:

  • Покажите ребенку картинку с уткой.
  • Спросите: «Какой первый звук ты слышишь в слове утка?»
  • Найдите вместе букву У, затем Т, затем К и А.
  • Произнесите слово вслух: «ут-ка».

Так ребенок одновременно:

  • знакомится с буквами,
  • развивает фонематический слух,
  • осваивает составление слов,
  • начинает читать.

Если ребенок уже знает буквы, предложите ему написать слово самостоятельно — он будет проговаривать его по слогам, подбирая нужные буквы. Это развивает навык синтеза — соединения звуков в слова, и анализа — распознавания букв и их последовательности.

Почему это работает лучше, чем букварь

Во многих методиках (например, кубики Зайцева) сначала предлагают составить слово, а уже потом — читать. В традиционном подходе (букваре) ребенку сразу дают абстрактные символы, которые он должен прочитать и осмыслить. Это вызывает сложности, непонимание и даже протест: «Я не хочу учиться читать!»

А вот если ребенок сам составил слово — ему легче его прочитать, потому что он знает, что хотел сказать.

Что дальше?

У детей постарше (5–6 лет), которые уже умеют писать, можно вводить:

  • кроссворды,
  • ребусы,
  • словесные игры,
  • головоломки.

Это вызывает интерес к чтению: появляется азарт, желание угадывать и решать. Обучение становится игрой — а именно это и есть естественный формат познания для дошкольника.

Комментарии

Похожие записи